Андегрáунд и
андергрáунд[1] (от
англ. underground — подполье, подпольный) — совокупность творческих направлений в
современном искусстве (
музыке,
литературе,
кино,
изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся
массовой культуре,
мейнстриму и официальному искусству. Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. Граница между андеграундом и
мейнстримом всегда размыта, так как многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андеграунд, со временем стали популярными и массовыми
[2].
Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко
эпатаж публики, бунтарство
[3][4]. Андеграунд отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения. Типичная тематика американского и европейского андеграунда — «
сексуальная революция»,
наркотики,
антирелигиозность, проблемы
маргинальных групп.
ИСТОРИЯ.
Термин возник и начал употребляться во второй половине
XX века. К андеграунду относили некоторые виды рок-музыки, такие как
экстремальный и
авангардный метал и
гранж. К этому понятию со стороны
хип-хопа можно отнести
джи-фанк и
гангста-рэп. Часто
латиноамериканцы и
афроамериканцы бедных районов собирались в небольшие группы под мостами, в парках и старых клубах для «
чеканки» и
рэп-баттлов. Впоследствии из таких «тусовок» и произошли андеграундные стили, позже ставшие весьма популярными.
В
СССР андерграунд приобрёл иные формы. Из-за официальной цензуры почти всякое неофициальное, то есть не признанное властями, искусство, включая музыку и литературу, оказывалось андерграундом и, пытаясь существовать, иногда было вынуждено создавать свою
субкультуру. Так появлялись независимые книжные публикации —
самиздат, андеграундное распространение музыки —
магнитиздат, неофициальные концерты —
квартирники. Кроме того, значительная часть советского андерграунда была политизирована, так как любая оппозиционность в массовом искусстве была исключена из-за той же цензуры.